Почему авиабилеты дорожают
Снова лето, и снова подорожали авиабилеты. Дело обычное — начинается сезон отпусков и путешествий. Необычно в этом сезоне одно: впервые за последние пять лет, с кризиса 2008 года, авиакеросин не дорожает, а стабильно дешевеет. По данным отечественных топливозаправочных компаний, с января цены снизились минимум на 6%. И даже преддверие высокого сезона, когда спрос на топливо увеличивается, пока на этой тенденции не сказалось. По логике вещей, летний скачок цен в этом году должен быть меньшим, чем обычно. Ведь, как утверждают эксперты, керосин — это примерно 30% от цены авиабилета. Но на деле…
- Если сравнивать с тем же периодом прошлого года, то есть именно началом высокого туристического сезона, на ходовые туристические направления есть небольшое повышение цен — в рамках 7%, — констатирует Дмитрий Горин, вице-президент по транспорту Ассоциации туроператоров России (АТОР).
Вот и как так получается: дорожает топливо — дорожают билеты, дешевеет — опять… немного дорожают?
Цены накручивают турфирмы?
В прессе туроператорам и турагентствам за нежелающие дешеветь билеты уже досталось. Ведь многие турфирмы продолжают брать дополнительный топливный сбор! Ввели его несколько лет назад, когда керосин резко дорожал. Чтобы не повышать каждый день авиатариф, стали брать плату «на топливо» довеском. Но сейчас-то это зачем? Цены накручивать?
- Ситуация с топливным сбором — уловка, но сильного влияния на стоимость билетов она не оказывает, — поясняет Олег Пантелеев, руководитель аналитического центра «АвиаПорт». — В отмене топливного сбора не заинтересованы авиакомпании, он им позволяет экономить на комиссии агентствам, которая начисляется с самого тарифа, без учета допсборов.
- Контракты на летние туристические перевозки с авиакомпаниями подписываются в январе — феврале, поэтому тут есть и инерционный момент, — приводит еще одну причину Дмитрий Горин. — Корректировка цен возможна. Но на пиковые летние даты, на которые есть дефицит билетов, авиакомпании устанавливают повышенные тарифы — они же коммерческие предприятия.
Стало быть, это авиакомпании на нас наживаются? Откуда берется дефицит?
- Самое большое влияние на стоимость билетов сейчас оказывает рост спроса на перевозки. Куда большее, чем «керосиновые дела», — продолжает объяснять Олег Пантелеев. — А спрос по европейским направлениям увеличивается на 15 — 17% в год, а на некоторые — на 20%.
Ничего удивительного в этом нет. Слишком большим было падение в лихие 90-е. В середине нулевых на долю российских авиакомпаний в мировом объеме пассажирских авиаперевозок приходились жалкие 2% с небольшим, к 2012 году ситуация выправилась… аж до 3,5%.
- Сейчас спрос растет не быстро, а очень быстро, — говорит главный редактор портала avia.ru Роман Гусаров. — За прошлый год рост пассажиропотока был 15,5%, а в этом году только за первый квартал — уже 17%.
И это еще лета не было — с теми самыми пиковыми датами.
А не сделать ли больше рейсов?
- Авиакомпании могли бы увеличить предложение, не задирая цены. Но это у нас малореально из-за дефицита пилотов и вообще летных кадров, а в ряде случаев — и проблем с пропускной способностью аэропортов, — считает Олег Пантелеев.
С аэропортами ситуация такая. По данным ГосНИИ Гражданской авиации, почти 75% российских авиапассажиров на магистральных (не региональных) маршрутах летят из Москвы, в Москву или через Москву куда-нибудь дальше. И именно этот пассажиропоток растет. По прогнозам, коллапс в столичных аэропортах может наступить уже через семь лет.
С пилотами — еще хуже. Нужно заменять тех, кто уходит на пенсию, плюс расширять штаты. А наша система подготовки летчиков столько новых кадров не дает.
- А еще нужны самолеты, — напоминает Роман Гусаров. — Авиакомпании, слава богу, стали обновлять их парк. А новый современный магистральный самолет — это пара сотен тысяч долларов в месяц за лизинг. Компания, которая идет на такие затраты, конечно же, хочет их побыстрее отбить.
Короче, даже если нефтяные цены совсем рухнут — не ждать нам подешевевших авиабилетов. Вся отечественная «самолетная» экономика этому не способствует.
Как сэкономить отпускнику на авиабилетах
Покупайте билеты на пиковые летние даты как можно раньше. Экономия может оказаться существенной — ближе к делу остаются самые дорогие тарифы.
На международных маршрутах нередко дешевле лететь с пересадкой, чем прямым рейсом. Но за дешевизну придется заплатить удобствами: путешествие может значительно удлиниться, при этом, скорее всего, какой-то из рейсов будет ночным.
На внутренних авиалиниях, по словам экспертов, более дорогие билеты — если есть выбор — у тех компаний, у которых: а) новые самолеты, б) рейсы — в удобное время. На первом пункте лучше не экономить — безопасность дороже. А на втором — можно. Дешевле стоят рейсы, которые улетают или прилетают ночью.
А все-таки цены можно снизить!
По данным АТОР, в этом сезоне дешевле стали перевозки в Италию, а также в Париж и Ниццу. А все потому, что на этих маршрутах летать стали не две авиакомпании, как раньше, а четыре. Результат: билет в Ниццу стало возможно купить за 400 евро вместо 700. А вот билет из Москвы в Саратов, куда летает всего одна авиакомпания, стоит столько же, сколько из Москвы в Нью-Йорк. Так, может, тут и кроется главный секрет дорогих билетов: чем меньше конкуренции, тем выше цены!
Елена Аракелян, Комсомольская Правда
Постоянная ссылка на статью: Почему авиабилеты дорожают
14