Развитию туризма в России мешает кризис


Рубрики Разное, автор tourist - Авг 1, 2010

Правительство России утвердило концепцию Федеральной целевой программы (ФЦП) развития туризма на 2011-2016 годы общей стоимостью 332 млрд руб. Госзаказчиками программы стали Минспорттуризм России, Минрегион и Ростуризм. Документ разрабатывался и согласовывался с участием всех заинтересованных сторон, в частности, привлекались эксперты Торгово-промышленной палаты (ТПП) и Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), что вполне логично, ведь акцент в программе делается на частно-государственное партнерство. Трудно поспорить с социально-экономической «надстройкой» программы, суть которой заключается в том, что развитие туризма в России может стать локомотивом всей экономики страны. Однако эти выводы напрашивались и раньше, но до сих пор вклад туриндустрии в ВВП России составляет около 2%.

Так что же мешает развитию туризма в России?

По предварительным прогнозным данным, общий объем финансирования программы рассчитан в ценах соответствующих лет и составляет 332 млрд руб. В том числе:

  • средства федерального бюджета составят 96 млрд руб (28,9%);
  • средства бюджетов субъектов России, включая бюджеты муниципальных образований, — 25 млрд руб (7,5%);
  • внебюджетные средства – 211 млрд руб (63,6%).

Бюджетные ассигнования федерального бюджета предполагается предусмотреть по направлению «капитальные вложения» в размере 92 млрд 985,6 млн руб и по направлению «прочие расходы» – 3 млрд 014,4 млн руб.

Реализация мероприятий программы в соответствии со сценарием, предполагающим использование преимуществ кластерного подхода, позволит на 1 руб средств федерального бюджета привлечь порядка 2,2 руб внебюджетных инвестиций. При недостаточности внебюджетных средств соответствующие расходы на реализацию мероприятий программы не могут быть осуществлены за счет средств федерального бюджета. Напомним, что еще в начале 2007 года было принято постановление правительства о создании в России семи особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Две из них расположены на Байкале, остальные — на Алтае, в Карелии, в Краснодарском крае (так называемая Новая Анапа), в Калининградской области и на Ставрополье. Планируется, что полностью потенциал этих зон будет реализован в течение ближайших 20 лет. Пока же строительство объектов там только начинается. Кстати, ранее планировалось, что ФЦП по развитию туризма в стране должна была охватывать период до 2025 года, однако, позже, ограничились 2016 годом.

Как заявляли ранее в Минспорттуризме, если ФЦП будет реализована, то по прогнозам к 2016 году:

  • внутренний и въездной турпотоки увеличатся до 77,3 млн. человек (57,9 млн. без ФЦП),
  • численность работников в туризме возрастет до 2 млн. (1 млн. без ФЦП),
  • объемы платных услуг турфирм и гостиниц – до 406 млрд. рублей (229 млрд. рублей без ФЦП) и 500 млрд. рублей (300 млрд. рублей без ФЦП) соответственно.

В ведомстве также отметили, что туристическая отрасль менее уязвима в условиях кризиса, нежели многие экономические «агенты» страны. За прошедший кризисный год внутренний турпоток в России вырос на 1,6 проц, достигнув показателя в 32 млн. человек. При этом прирост в основном обеспечивался за счет самостоятельных путешественников. В то же время количество россиян, выехавших за рубеж, сократилось на 15,5% (до 9,6 млн. человек), а въездной поток – на 8,5% (2,1 млн. человек).

Оценивая итоги минувшего года, в Минспорттуризме сообщили, что объем платных услуг, оказанных туроператорами и турагентами, составил 70,9 млрд. рублей, что на 7,5% меньше, чем в 2008 году. Отечественные гостиницы и другие средства размещения оказали услуг на 101,1 млрд. рублей, что ниже показателей докризисного года на 14,1%. В то же время самих объектов размещения стало больше на 117 единиц (11,4 тыс. или более 1 млн. койко-мест).

В частности, по словам директора Департамента туристской деятельности и международного сотрудничества Минспорттуризма Надежды Назиной, в ведомстве возлагают большие надежды на ФЦП, которая будет окончательно одобрена параллельно с утверждением бюджета на 2011 год. По ее словам, к 2020 году Россия ежегодно сможет принимать до 40 млн. иностранных туристов и обеспечивать отдых 48 млн. россиян. Таким образом, Россия войдет в первую десятку мировых туристических направлений.

Она также уточнила, что за счет госсредств создается инженерная инфраструктура: газоснабжение, электроснабжение, канализация, проводятся работы по берегоукреплению и так далее, при этом основной упор делается на развитие региональной инфраструктуры. Таким образом, формируется благоприятный инвестиционный климат в регионах, для того чтобы туда мог прийти частный капитал, который и займется строительством самых различных туристических объектов.

Кроме того, в рамках программы определяются туристско-рекреационные кластеры с учетом ключевых региональных ресурсов. Причем не только природных и культурно-исторических, но и с учетом структуры каждого региона, наличия профессиональных кадров, образовательных и научных центров, сферы развлечений и много другого.

Интерес регионов к развитию туризма растет, отмечает Н.Назина. Еще несколько лет назад региональные власти уделяли мало внимания этому направлению, сейчас большинство губернаторов понимают, что за счет развития туризма можно получить значимый экономический эффект, а также повысить занятость населения, обеспечить рост доходов и качества жизни россиян. И принятие, и реализация региональных целевых программ, по сути, является главным инструментом развития отрасли. На сегодня в субъектах РФ принято уже 45 таких программ и разрабатывается еще 20.

«Задача Минспорттуризма состоит в закреплении наметившейся тенденции и в дальнейшем развитии потенциала. У нас есть условия, чтобы развивать все виды туризма, — подчеркнула Н.Назина. — По числу природных памятников Россия среди 133 стран – на 5 месте, по памятникам культуры – на 9-м«.

Основными трудностями при реализации большинства туристических проектов является неразвитая инфраструктура, высокие цены на транспорт и проживание и нехватка информации, жалуется Н.Назина, а по соотношению цены и качества внутрироссийские турпродукты чаще всего проигрывают зарубежным.

Стоит отметить, что высокая стоимость туристических услуг в России вызвана не только «алчностью» тех, кто их предоставляет, но и вполне объективными причинами, например, высокой стоимостью аренды и электроэнергии, обилием налогов и т.д. «Мы просим региональные власти снижать налоги для предприятий туристической сферы. Большинство ведь удушающих туризм налогов — региональные. Мы предлагает снизить НДС, ведь в той же Турции этого налога на перевозки нет. Нам надо гармонизировать налоговую политику с международной, иначе наш турпродукт становится неконкурентоспособным», — говорит очевидные вещи Н.Назина, которая, казалось бы, по долгу службы должна лоббировать в правительстве вопросы, связанные с преференциями для туриндустрии.

Охоту к путешествиям по стране отбивают и неоправданно высокие цены на бензин, а также непомерная стоимость авиа- и железнодорожных билетов. «Цена авиабилета в тот же Улан-Удэ доходит до 30 тысяч рублей на одного человека, семья из четырех человек заплатит уже 120 тысяч. За эти же деньги можно купить тур на Мальдивы или в Италию. И если государство заинтересовано в развитии туристско-рекреационных зон в Сибири, на Алтае, оно должно проводить политику, направленную на снижение стоимости билетов», — считает Ирина Тюрина, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии.

Все вышеперечисленные трудности мешают и привлечению инвестиций в туристическую отрасль. По мнению И. Тюриной, учитывая сравнительно медленную окупаемость туристических объектов (7-10 лет, тогда как вложения в строительство офисов и жилья окупаются через два года), инвесторам туристических объектов необходимо предоставлять льготы. «Например, в Греции инвесторам, вкладывающим деньги в строительство гостиницы, проект которой получил одобрение и прошел серьезную экспертизу, государство по завершении работ возмещает 30% затрат», — поясняет она.

Развитием внутреннего туризма необходимо заниматься на государственном уровне, полагают эксперты. По оценкам Всемирной туристской организации при ООН, в среднем по миру доходы от туризма составляют 10,4% от ВВП. В отдельных странах этот вклад значительно выше: в Хорватии — 19%, в Испании — 18,2%, в Австрии – 15%. В России этот показатель в 2008 году составил лишь около 2% ВВП.

Между тем, как ранее отмечали во Всемирном совете по туризму и путешествиям (ВСТП), вклад туризма в ВВП России не вырастет, так как иностранцы не едут в нашу страну из-за отсутствия инфраструктуры и плохого имиджа.

По прогнозу ВСТП (составленному, правда, еще в 2006 году – прим.ред), к 2016 году доходы российской туриндустрии вырастут в реальном выражении, но доля туризма в ВВП останется на нынешнем уровне, порядка 1,5-2%.

Доля россиян, работающих на туриндустрию, тоже не изменится, спрогнозировали в ВСТП: 1,3% занятых в экономике. «Позитивной динамики нет, поскольку отсутствует государственная программа по развитию туризма, и в результате эта отрасль растет с той же скоростью, что и экономика», — пояснил тогда исполнительный вице-президент ВСТП Ричард Миллер.

Российское правительство не уделяет должного внимания туризму, объяснял более низкую по сравнению с мировой долю туриндустрии в ВВП Р.Миллер. «Этот рынок ничем не отличается от любого другого, на нем жесткая конкуренция, и, чтобы успешно соперничать, нужно увеличить расходы на маркетинг и рекламу, — считает он. - Россия — это брэнд, который надо раскручивать, а российские власти тратят на это всего 3 млн долларов в год, тогда как, например, Австралия — 100 млн долларов». Сможет ли разработанная в недрах правительства ФЦП в сфере туризма совершить революцию в туристической отрасли России?

Прайм-Тасс

Постоянная ссылка на статью: Развитию туризма в России мешает кризис

Авг
01

Написать комментарий


+ 5 = четырнадать